Мама, я написал стихи!
Так начинают.
Года в два
От мамки рвутся в тьму мелодий,
Щебечут, свищут, — а слова
Являются о третьем годе…
Борис Пастернак
Что делать, если Ваш ребенок начал писать стихи?
Ну, во-первых, конечно – радоваться. Потому что, даже если эти стихи пока еще совсем беспомощные и невнятные, Вам не придется больше специально искать повода, чтоб поговорить с дочкой или сыном о литературе – потому что вот он, повод, самый настоящий!
Как быть, если Вы программист или физик-теоретик, и считаете, что ничего не смыслите в поэзии? Не знаете, по каким критериям оценивать стихи? Поверьте, это не беда. Все критерии в Вас есть, они внутри, просто Вы никогда ими не пользовались, не продумывали, не рефлексировали на эту тему.
Для меня самые важные критерии – свежесть и точность. Может не быть рифмы, может сбиваться ритм. Но стихи должны быть свежими – то есть, не перепевы с чужого голоса, не затертые штампы, а только Ваши, неповторимые слова. И – точными, выражать именно это чувство или мысль, а не его двоюродного брата, не «что-то вроде этого». Это особенное искусство – услышать свежие и точные слова, которые уже живут в Вашей душе, только ждут мига, чтобы проявиться. И тогда могут получиться удивительные стихи, как у маленького Кости Райкина
Она как ночь средь бела дня,
Лежит и смотрит на меня.
Ее глаза во тьме горят,
А эта тьма – она сама.
Но в разговоре с ребенком всё встанет на свои места, если внимательно прислушиваться к собственным чувствам. Скажем, написало Ваше чадо про осень. Писал ребенок искренне, но получилось немного банально, скучновато. Но известно, что обидеть художника может каждый, особенно юного и неопытного. Каким может быть ваш разговор, чтобы и сказать всё, что хочется, и не подрезать крылья юному дарованию? Ну, например, таким:
– Мне понравилось, как ты описал осень, молодец! Но вот посмотри: ты назвал осень золотой. А ведь так ее уже называли многие поэты!
Ты молодец, что запомнил эти слова. А ведь осень не только золотая! Какая она еще? И вы наперебой говорите друг другу цвета и приметы осени. А когда ваш ребенок назовет какое-нибудь свежее, интересное сравнение – обязательно укажите ему на это. Можно поиграть в сравнения:
– На что похожа осень? А деревья? А осенние листья? Правда, похожи на монетки? Вот как написал поэт Александр Дольский:
«А может быть в стране далекой где-то,
куда не долетают корабли,
в ходу такие желтые монеты –
раскаянья и совести рубли…».
Если юному поэту уже лет 10-12, можно продолжить разговор, спросив: «Почему поэт, говоря об осени, вспомнил о совести?» У вас ведь нет готового ответа на этот вопрос? Вот и прекрасно, значит, вы с ребенком сможете искать этот ответ вместе. А если Ваш поэт еще слишком юн для такого вопроса, можно поговорить об осени и грусти. Вспомним, скажем, Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье!» Почему поэт говорит об осени, что она унылая, и при этом восхищается ею? Как такое может быть?
И так далее, о чем бы ни написал Ваш ребенок, Вы сможете поиграть в сравнения, в рифмы – если Вы заметили, что рифмы у него не слишком точные, или припомнить какие-нибудь врезавшиеся в память строки, чтоб развернуть интересный разговор.
Есть у меня знакомая «не очень веселая девочка» 11-ти лет, которая иногда пишет стихи. Вот недавно написала такое:
«На дне океана буйного,
где дельфины, акулы, киты,
У Русалок тоже появились новые хиты:
Они носят ракушки, камешки, побрякушки
В голове змея;
Цветочек на щеке манит меня
Синие губы;
зеленые глазки;
Фиолетовые волосы со всякими там полосами.
Сидят на камне, бубня что-то под нос,
Словно пытаясь не уронить очень тяжелый поднос…»
Заканчивать она пока не умеет, но мне очень понравились перебои ритма, вольность в обращении со словами. Девочка наблюдательная, у нее развитое чувство юмора, чувство языка. Этой девочке я могу посоветовать немного – побольше читать, и – через пару лет – круг общения, друзей, которые будут любить стихи. Что-то вроде нашей литстудии.
Почему я не называю девочку по имени?
А это – отдельная тема.
Итак, мы поговорили о том, что можно делать в 80-ти процентах случаев. А если Ваш ребенок – талант, или хуже того – гений? Что делать тогда?
Ну, во-первых, как было уже сказано – радоваться . Но, по возможности, тихонько. Не торопитесь рассказывать об успехах своего ребенка всем друзьям и знакомым, публиковать его произведения в соцсетях или в периодике, знакомить со специалистами. Почему?
Я расскажу одну печальную историю.
Жила-была в южном городке маленькая Девочка. У Девочки была Мама, которая очень любила Стихи. В гостях у Мамы часто собирались поэты и любители поэзии. И Девочка заболела стихами, они стали просто распирать ее изнутри, рваться наружу. Это были удивительные стихи.
«Убаюкайте меня, укачайте
И укройте потеплей одеялом.
Колыбельной песней обманите,
Сны свои мне утром подарите.
Дни с картинками,
Где солнце голубее льда,
Под подушку утром положите.
Но не ждите, слышите,
Не ждите.
Детство убежало от меня».
Мама очень гордилась Девочкой. И об ее успехах узнал Большой Поэт. И рассказал всей Стране. И Девочка стала знаменитостью.
А потом стихи оставили ее. И она выпала из окна четвертого этажа и погибла. Это была вторая попытка самоубийства, и на этот раз – успешная. Было Девочке тогда 27 лет.
А Марина Цветаева в детстве писала свои стихи тайком от домашних, потому что у родителей ее детски-несовершенные строки вызывали шутки и смех. Мама мечтала, что ее дочь вырастет большим музыкантом, – у Марины были способности к музыке. Но Марина очень любила писать стихи и она стала поэтом и в 18 лет издала свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». И тогда у нее появились учителя и единомышленники. А до этого были только книги и критики .
Итак:
– Первые стихи ругать не стоит. Но и перехваливать не надо.
– Детские стихи – повод для серьезного содержательного разговора о поэзии, и вообще – для общения с ребенком.
– Наша родительская задача – не научить ребенка писать стихи, а любить, понимать стихи, радоваться удачным строчкам – то есть – воспитать литературный вкус. Это добавляет жизни яркости, поверьте мне!
– Поэт вырастет даже вопреки нашим стараниям, а вот грамотного, развитого читателя надо воспитывать.
– Плоды детского творчества не стоит выставлять напоказ раньше времени.
И – творческих успехов вам и вашим деткам!