Школьные учебники: путь любви, ненависти и понимания
Любите ли вы новые школьные учебники, как люблю их я?
Приду, бывало, на школьный двор 30-го августа, а ухожу со связкой чтива на целый день. Пролистаю «лит-ру», зависну над историей, ужаснусь биологии. Математику, конечно, отложу в сторону, даже если она новенькая, даже если упоительно пахнет типографской краской, и я первая могу написать внутри обложки свою фамилию. В физике и химии обязательно просмотрю картинки, удивляясь магии невидимого мира и отвратным лицам открывателей законов. К этой стопке книг непременно надо добавить первые четыре новенькие тетради, и любовь всей жизни – карты.
Любите ли вы контурные карты, как люблю их я?
Я книжный, библиотечный человек прошлого века, мне никогда бы не пришло в голову жечь учебники и дневники в конце учебного года – тем более, что учебники мы сдавали обратно в школу. Жечь учебники? Кто это придумал?
Сожги учебник!
Когда я стала родителем, мое отношение к учебникам изменилось. Пришла тяжелая глухая ненависть. Открыв учебники ботаники, биологии, истории, я убеждалась, что ненависть моя справедлива – эти мерзкие существа недостойны шуршать страницами, лежа на школьных столах. Постоянная покупка этих монстров – школьных учебников – превратилась в неприятное бремя. Возникли еще какие-то рабочие тетради, решебники, пеналы стоимостью с портфель, обложки для тетрадей по цене обуви и школьные дневники с фотографиями из желтой прессы.
«Школьника учит учитель», – считала я. «Его учит жизнь и мама с папой, и домашняя библиотека, и телевизор (к сожалению!), а учебник тут просто не в списке».
Я ошибалась, к счастью. Появились учебники, которые примирили меня с неподъемными ценами. Точнее, появилась школа, учителя и учебники, заказанные этими учителями. Мой ребенок приходил домой с рассказами о школе, да такими захватывающими, что мне самой захотелось пойти учиться в его класс.
От любви к ненависти и снова – к любви, – таков был путь. А потом пришло понимание и великая грусть. Я стала тем человеком, который участвует в создании учебников, о, не подумайте обо мне ничего такого – чуть-чуть участвует. И тем не менее, такой человек видит краешек кухни, где готовятся монстры и чудовища, прекрасные принцы и мудрые волшебники под названием «школьный учебник», «учебные пособия» и «литература для школьников».
Знают ли родители, почему учителя советуют им именно этот учебник?
Или почему именно этот страх-и-ужас -в- обложке получил рекомендацию Министерства Образования?
И как вообще появляются книжки для школы?
Вы правда хотите услышать ответ? А ведь вы его знаете… Поэтому сразу перейдем к более веселым темам.
Что такое, по сути, учебник?
Это помощник учителя на уроке, это помощник ученика после уроков. И все, собственно. В эпоху, когда книги были редкостью и ценностью, логично, что в книге содержалось самое важное – правила грамматики, математики, древние тексты, и прочие серьезные и нужные знания. Все остальное лектор или учитель расскажет студиозам лично. Но сейчас – нет необходимости делать нашего помощника скучным и… поэтому бесполезным.
Настоящий учебник будущего – это интерактивная игра по теме, где явление, закон и правило можно обыграть, поработать с ним в виртуальном применении, изменить условия задачи и опыта. Это технология 3D и большое количество реальных опытов, сочетание электронной книги и компьютерной игры и фиксирование результатов обучения в самых разных формах: видео, фото, на бумажном носителе, на цифровом.
Я думаю, определенный вид бумажной книги, бумажной рабочей тетради должен занять свое место. Он займет его благодаря рекомендации специалистов, а не производителей тетрадей. Например – вот выяснили ученые, что с 4 до 8 лет ребенок обязан научится читать, писать, рисовать с помощью инструментов предков – значит, так тому и быть. Каждый ребенок в каждой отдельной школе в свои сроки научится этому, а учитель (и родительский комитет с помощью приглашенных экспертов), скажет, что надо закупить и где.
Игроки на поле Образования – набираем команду
А если на данной территории работает рекомендация местного Министерства Образования о рекомендованных учебных пособиях – школа лояльно работает в русле рекомендаций, или – собирает родительский комитет, попечительский, городской – и выдвигает требования Министерству: «неправильно ты, дядя Федор…», ой, нет, не то! – ну, все равно – неправильно.
Так обычно и поступают в цивилизованном мире – меняют установки. Но их меняют потому, что есть активная часть населения, кровно заинтересованная в образовании – это родители и заказчики образования. В Канаде, например, федеральное министерство собирает заявки и требования школ (родителей школ), и раз в пол-года выносит вердикт по этим требованиям, меняет программу, реагирует. В Министерстве крупные изменения запланированы раз в два года.
Если же, кроме Министерства Образования и подвластных ему учителей, на образовательном поле нет других игроков, то….
А кто сказал, что нет? Они есть! Это производители учебных пособий – издатели, и фабрики, а также местные власти, распорядители бюджета – есть, есть игроки на поле!
Они-то и диктуют, какой учебник напечатать и сколько он будет стоит родителям. Министерство, местные власти и производители учебников давно и слаженно играют, прокручивая деньги родителей и бюджетные деньги.
Но они – не заказчики образования – не университеты, не фирмы, не гос-предприятия. Качество образования может интересовать этих «игроков» только в качестве хобби. Иногда хобби работает против желания иметь прибыль, иногда бизнесмены и чиновники вспоминают, что они тоже родители, или волшебно так – звезды сошлись! И тогда выходит в печать и рекомендован для школ прекрасный учебник, пособие, хрестоматия.
Ближайший учебник будущего.
Им желает оказаться электронная книжка, серенький экранчик, относительно стойкий, легкий, удобный. И не относительно, а просто дорогой. Хотя и нынешние бумажные учебники неоправданно дороги. Дело не в этом.
На экране школьники будут листать те же самые скучные учебники! Причем не все «читалки» могут увеличить шрифт, не все передают цвет, и так далее. Есть даже версия, когда в электронный учебник будут закачаны все «необходимые» школьнику книжки, после чего ни добавить, ни изменить в электронном учебнике ничего нельзя будет. А представьте, если можно будет подключать к нему телефон, ЮСБ, компьютер? Какие уж тут занятия!
Но самое главное – если в э-учебнике листать старые бумажные учебники, можно сразу сдохнуть от скуки. Попробуйте.
Так смысл менять шило на мыло? 10 бумажных учебников на 1 электронный, только в 3 раза дороже? И ведь карты, и рабочие тетради, и решебники нужны будут все равно.
А настоящий учебник будущего – это игра. Интересная, яркая, возбуждающая мозг. Когда мы не устаем и довольны, когда мы играем – тогда и учимся. Учимся с удовольствием.
Хороший учитель поэтому использует любые средства, чтобы сочетать игру, учебу, дисциплину. И это мастерство не зависит ни от времени, ни от средств. Я помню самодельные карточки на уроках истории – мы все запоминали даты, и даже я запомнила! Мой ребенок взахлеб рассказывал об уроках английского и немецкого – с конфетами, с веселыми учебниками-раскрасками и замечательной учительницей – все это не в первом, а в пятом классе! Каждый, думаю, вспомнит не одного учителя, которому никакие учебники, министерства и отсутствие средств не мешали проводить интересные уроки.
Мое мнение – дело пока что не в том, бумага это или планшет, а прежде всего – в Учителе. Учитель решает, что ему нужно на уроке, какие пособия, какая помощь, какие фильмы, записи, доски, и на основе чего он проверит знания учеников.
Наше, родительское дело – помочь Учителю, а не идти на поводу мошенников и халтурщиков, сидящих в издательствах, министерствах, школах, гороно.
Всех оправдать
Родители, как тельцы на заклание, обреченно готовятся покупать электронные учебники, такие же неинтересные, как и бумажные. Министерство Образования, состоящее из живых людей, хотело бы руководить современным образованием с современными учителями, с оборудованными школами, с передовыми учебниками, а вместо этого тоскливо смотрит на крохи бюджета. Издательства печатают и около-учебную макулатуру и замечательные вещи, стараясь уловить тенденции, и даже создать их. Производители электронок ждут своего звездного часа.
И все, кроме самих школьников, жалуются. На все и на всех.
Думаю, пора жалобы прекращать.
Любите ли вы создавать учебники будущего, как люблю это я? А может, вы читали, как работает родительское сообщество в других странах? Вот просто собираются, узнают законодательную базу, и вперед! А украинские законы, посвященные образованию, очень и очень неплохие, европейские прямо.
Может, вы любите смотреть, как работает школа вашей мечты? Директор школы? Учителя этой школы? И вы готовы поддержать их всем, чем можете? Например, найти замечательный учебник, заказать, распространить? Знаете ли вы, что за последние 20 лет были написаны замечательно-прекрасные учебники по всем предметам, на всех доступных нам языках? Надо искать, не сдаваться! Буквально вчера я услышала об учебнике по Древней истории, и теперь охочусь за ним, а Индиана Джонс «нервно курит в сторонке».
А может, вы умеете писать учебники? Учебные программы? Программы для электронных учебников? Или уже нашли такую, и опробовали?
Пока мы, родители, не станем деятельными участниками Образования, мы будем оставаться пострадавшими (терпилами). А ведь мы – полноправные игроки на поле Образования, мы по совместительству заказчики образования, почему же соглашаемся на такую пассивную роль? Стоит начать осмысленно действовать, и видишь, что большинство врагов – картонные.
Фото Инны Вареницы (Медиапорт), Натальи Кургановой