Папа, расскажи мне сказку!
Друг читатель! Если ты настоящий родитель, то ты наверняка… менял колесо на морозе – не-не! – ты наверняка слышал этот зов: «Сказку! Расскажи сказку!». Конечно, это слышали и мамы, и бабушки, и двоюродные, и родные братья и сестры. Мы сегодня говорим со всеми взрослыми (и не очень), со всеми, кому пришлось сочинять сказку, несмотря на настроение и мороз.
Это может и должен каждый
Да, раз в жизни, а может, и не раз, тебе самому пришлось сочинять сказку, и не факт, что ты сразу научился это делать. Была и паника, и мысль «Ой-ой-ой! Только не это!», и раздражение:
– А что, Андерсена и Винни-Пуха уже запретили? Я за всех должен отдуваться?
А ведь ты любишь сказки, или фантастику, или приключения! Как же так – когда малышу понадобилось все твое умение, фантазия, весь твой сверкающий мир – ты с усталостью думаешь о буратинах и пони.
У меня именно так и было. Я всю жизнь сочиняю сказки, истории, рассказки, но когда мой ребенок был маленьким, придумывать сказки мне хотелось вдвое меньше, чем обычно.
А отсюда вывод: профессиональные (продвинутые) сказочники ничем не отличаются от обычных родителей в деле «расскажи-мне-сказку». Я знаю одного папу, ни разу не автора песен (ой, сказок!). В узких родительских кругах он широко известен тем, что здорово рассказывает сказки своему малышу. Как он сам говорит, никакого секрета нет:
– Ну, а на самом деле, секрета нет. Просто я маленький мальчик в душе, и мне нужно только его «включить».
Что тут добавишь? Разве что – не всегда, оставаясь «родителем», можно включить в себе своего «маленького фантазера». Как с этим бороться, я, честно, не знаю. Если ты суров, зажат, «при исполнении» – хорошей сказки не получится. Надо расслабиться: прогуляться, покидать подушки, скорчить рожу, сделать сказку из пальчиков. Вот едете вы с деткой в метро – как еще поиграть? Вы никогда не показывали пальцами слоненка? Это наш любимый персонаж.
Советы от пап и сказочников
Великий сказочник Андерсен научил нас, что сказку можно придумать обо всем: о штопальной игле, об игрушечных солдатиках, о животных, о Смерти и о принцессах. Сказку можно сочинять даже об обычных людях, которые покупают калоши и ходят в театр.
– Что-то у малыша лицо стало очень умное. Засыпает, наверное, – скажет бывалый папа.
Значит, и сказка должна быть колыбельной: мягкой, приятной, и с известными персонажами, без новостей и бурных
приключений. В такой сказке можно спеть песенку, причем самым наглым образом это может быть колыбельная!
Бывают сказки «прогулочные», длинные, с приключениями, отвлекающие сказки. Их можно рассказывать, ожидая приема в поликлинике, застряв в
пробке, и только от обстановки зависит – будет это длинное, но тихое повествование, или мы будем рассказывать сказку по очереди, будем прыгать, как пони, и махать мечом, как рыцари, или это будет сказка о самом тихом ниндзя (котенке, цветке, снеговике).
Прогулочным сказкам научил меня папа – мой папа. Каждый день мы проходили пару километров до речки. Сказка выглядела так:
Папа:
– Тук-тук! Доктор дома? Все здоровы? Давайте знакомиться, меня зовут Балалайкин! Папу всегда так звали, а мои персонажи менялись. Собственно, всю сказку сочиняла я сама, а он начинал и подыгрывал, и этого было достаточно.
Разные-разные сказки
Сказки отличаются по своей задаче: развлечь, отвлечь, уложить спать, научить. Да, и мораль, конечно! И самое место морали и поучениям – в сказках, потому что потом будет поздно. Хотите верьте, хотите – нет.
Вот, например, миф, написанный нашей знакомой девочкой по заданию учителя:
Как появилась шарлотка
Когда-то давным-давно, в Большой семье из 12 детей жил мальчик, который все портил, но не специально, а потому что он был растяпа.
Как-то раз к маме должны были приехать дедушка и бабушка. Мама хотела приготовить что-то особенное и решила, что сделает свою кесю месю из яиц сырых, муки, фруктов и сахара, и попросила растяпу поставить в холодильник, но, кроме того, что растяпа был собой, он еще плохо слышал, ему послышалось «поставь в печку», так он и сделал, в начале мама его ругала, но когда попробовала, ей очень понравилось, с тех пор все так стали делать.
У меня сразу возникло ощушение, что, во-первых, автор мифа-сказки любит готовить, во-вторых, не исключено, что автора частенько называли растяпой, или хотели назвать. (Ну, и автор не признает знаков препинания в черновом варианте сказки, запятые и точки поставлены мной).
С одной стороны, дети делают вид, что им не нравится прямая, в лоб, сказочная мораль, а с другой стороны – они сами это воспроизводят, они этого ждут.
Различаются сказки и по возрасту… ммм … Скорее – по степени ожидания. Смешная «глупая», малышовая сказка отлично пригодилась для подростка с высокой температурой – отвлечь и развлечь. И не нагрузить образами!
А сложная, взрослая, фантастическая история, рассказанная в виде сказки, была «прогулочной сказкой» для 4-х летней принцессы.
Вот я и не настаиваю на том, что сказки есть «возрастные». В моем вИдении различаются сказки:
– буйные и тихие, когда можно бегать под столом, и когда нельзя… по проезжей части;
– сказки, рассказанные как попало, лишь бы сюжет был интересным, и сказки, где самая прелесть – в том, как они рассказаны, спеты, показаны;
– сказки с любимыми персонажами ребенка, всеми розовыми пони, винни-пухами, соседскими животными и соседом по парте, и сказки, где действуют мною придуманные персонажи, выдуманные или взятые из книг, фильмов, и неизвестные ребенку.
Сказка, рассказанная взрослым вживую, для своего малыша – это не произведение, это вид общения. Сам малыш подскажет (или ясно продиктует!), чего ему хочется.
Сказка про котенка
А как же на самом деле сочинять сказки? Ну-у-у… смотря для чего. «Сочинять сказки просто – я сам делал это сотни раз ». Недавно меня попросили написать продолжение сказки.
Дело было так. Моя знакомая увидела открытку с котенком и сочинила начало сказки. Вот оно:
«В одном старинном городе, где крыши были черепичные и такие островерхие, что, казалось, вот-вот проткнут небо, жил да был маленький котенок… Он был один-одинешенек в целом мире и поэтому ночью, когда одиночество чувствовалось особенно остро, он вылезал на крышу дома смотреть на небо. Ведь в небе было что-то такое прекрасное, блестящее и величественное. Котенок заметил, что иногда оно похоже на ломтик сыра, висевший в магазине, под крышей которого жил наш котенок, а порой – на моток ниток, лежавший в корзиночке у старой леди, которая каждое утро давала котенку мисочку молока. И вот однажды…»
А я подумала: «если я напишу продолжение, разве это так здорово?», и предложила своим знакомым школьницам это сделать. Вот что написала одна из них:
«Этот котенок был серого окраса, и поэтому ночью его почти не было видно. Лишь только два маленьких фонарика светились в темноте. Он всегда радовался, когда выходила луна, поскольку она напоминала ему клубок ниток. И он очень забавно выглядел, когда пытался с ней играть и расстраивался, когда у него не получалось достать до луны. Но вот как-то он гулял в поисках пропитания и набрел на галлерею. Он зашел в нее и сел под картиной, на которой была изображена Луна. Котенок подумал: «Неужели наконец-то она пришла со мной поиграть?» Если бы это кто-нибудь увидел, то непременно бы засмеялся, потому что – кто видел котенка, прыгающего к картине со всем усилием?».
Теперь уже интереснее! Кто продолжит сказку?
Сочинение сказок – это как навык езды на велосипеде: один раз научился, и тренируешься время от времени, и не забываешь никогда. Так что приятного сказкотворения!
Рисунки Симы Левинштейн, фото Марины Лидис, Ульяны Дикань