Люшина школа
С какого возраста надо начинать учить детей? На этот счет существуют разные мнения. Адепты вальдорфской педагогики, например, считают, что пока не выпадут молочные зубки, малышу знаковая система в прок не пойдет, и учить его грамоте и счету нельзя. А вот у Елены Александровны Скоробогатовой (которую все близкие называют Люшей) на этот счет другое мнение. Точнее, даже не мнение – у нее другой опыт.
– Елена Александровна, вы занимаетесь с малышами по какой-то методике?
– Я, конечно, знакома с множеством методик, но здесь мне помогает не количество методик, а количество детей. Сначала я учила старшего сына Миху. А когда у меня рос Ванька – а он уже в 2 года буквы знал – мы жили на ХТЗ (ХТЗ – это рабочая окраина Харькова), учить его приятелей по детскому садику больше было некому, так что я их всех и учила – друзей, соседей…
Потом начались веселые 90-е. И этот опыт мне очень пригодился – зарабатывать на дополнительный кусок хлеба. А сейчас я занимаюсь с внуками. И с малышами друзей моих детей.
Елена Александровна – это вам не просто какая-то бабушка! Она – серьезный филолог, кандидат наук, преподаватель. Учит будущих учителей в педагогическом университете. Недавно у нее вышла книга «Грамматические значения и поэтические смыслы: поэтический потенциал русской грамматики»!
Маленький Матвей сегодня не в духе – папа пытался ему намазать кремом щечки. И он очень недоволен, занятие не получается. Елена Александровна идет на хитрость:
– Хорошо, Матвей. Раз тебе не интересно, я возьму твое домино и пойду заниматься с Никой (Ника – приятельница Матвея). Тем более, что Ника умеет складывать трапецию, а ты – не умеешь…
Матвей прижимает к себе коробочку с домино, и через некоторое время начинает выкладывать из доминошек трапецию. Елена Александровна говорит:
– Матвешку можно почти всегда «на слабо» взять. С другими детками – другие хитрости. А вообще, сегодня – неправильное занятие. Лишних людей быть не должно – слишком много отвлекающих факторов.
На холодильнике – буковки-магнитики. Елена Александровна говорит:
– Заберу я, Матвешка, твои буквы. У меня таких нету. И буду сама слова складывать. Тем более, что ты забыл, как пишется «ДА» и «НЕТ» !
– Нет, не забыл! – кричит Матвей. И демонстрирует бабушке свои познания.
Они занимаются два раза в неделю – по субботам – наедине с бабушкой, а в среду к ним присоединяется еще Ника, и минут 20 малыши занимаются вместе. Потом Матвешка убегает, а Ника – она на год старше – остается на своё занятие. И вот вам результат – за 2 месяца учебы малыш узнал все буквы, научился складывать из них небольшие слова, выучил многие геометрические фигуры, считает в пределах десятка… И всё это – в процессе игры. В привычной домашней обстановке… Жаль, не у всех есть такие бабушки!