«На златом крыльце сидели»
О культуре детских игр
«…На златом крыльце сидели
Мишки Гамми, Том и Джерри…» – когда я услышала это от наших детей, в 90-е, у меня был культурный шок. Мне казалось, что есть вещи неизменные, например, детские уличные игры – прятки, «колечко-колечко, выйди на крылечко», «на златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич…». Но зря казалось. Детский мир действительно консервативен… пока не вмешивается мир внешний.
Вчера я убедилась в этом лишний раз. Каникулы и жара выгнали из дому детей во дворы. Компания «детей», мальчишек лет 10-12, ростом со взрослого, играла в прятки. В прятки! Впору умилиться.
Вместо этого я задумалась – а какие у нас аргументы ЗА воспроизведение «классических» детских игр? Классические они хотя бы потому, что существуют 50-100-150 лет подряд. Можете это проверить, полистав классиков литературы.
Квач, Панас, войнушка
Собравшись с мыслями, я насчитала в своем детстве (вторая половина 20 века), не менее 35 массовых детских игр на свежем воздухе, не считая настольных, само-придуманных, спортивных, вычитанных из литературы, навязанных вожатыми и массовиками-затейниками. То есть – игр, чье существование поддерживали сами дети, без взрослых.
Причем, некоторые игры имели неограниченное число модификаций: ну, скажем, «войнушка», «в квача» (иначе – салочки), «дочки-матери», «белочки» (котики, волки, прочие любимые существа), «в школу», «в магазин».
А время меняет эти игры на игры «в суперменов», «в преступников и шерифа», «в дорогу и гаишника», в «менку», даже на игру «в штирлица» – лично наблюдала в средней группе детского сада.
Но есть еще традиционные игры, с правилами, со стихами-зачинами: «Панас-Панас, на чем стоишь? На бочке. Что продаешь? Квас. – Лови мух, а не нас!» – эту игру дети впоследствии назвали «игрой в трупоеда», потом – «в зомби», а текст остался прежним.
Нужно ли учить наших детей, начиная с 3-х лет, играм нашего детства? «Колечкам» , «цепям», классикам и резиночкам, «съедобному-несъедобному», «барыня прислала сто рублей», «садовнику» и «цвету»? Какие у нас аргументы ПРОТИВ?
«Весь мир… разрушим, до основанья, а затем!»
В конце 20-го века детский мир наших просторов испытал два потрясения: первое – дети ушли с улиц и дворов в дома, второе – в домах у них появились специальные детские развлечения.
Все это было связано с тем, что привычная детская среда обитания стала опасной, по мнению взрослых, и взрослые предпочли держать детей дома. Для общения со сверстниками осталась школа.
Фактически, вся детская жизнь впервые полностью оказалась в руках родителей, за исключением нескольких часов в школе или садике, но уже и школы и детсады стали на порядок разнообразнее.
Годы, когда миллионы детей на «одной шестой части суши» (суша – это твердь, земля, а не еда-суши, примечание для детей) десятилетиями начинали чтение с одного и того же букваря, играли в похожие игры, смотрели одни и те же мультики и знали их наизусть – эти годы закончились. Навсегда.
Мы, бывшие дети утонувшей Атлантиды, не очень волновались на этот счет. Бодро и весело мы занялись своими детьми – самодельные садики, общие гуляния ненормальных мамаш, неповторимые детские праздники, закаливание, самодельные игрушки, и так далее. Да, это были годы, когда детские праздники были интереснее взрослых. Мы возили своих детей на взрослые ролевые полигонные игры, и устраивали им отдельные, детские.
Но никогда не контролировали, во что они сами играют! Дети гуляют, дышат свежим воздухом, присмотрены, веселы – чего еще?
И кому нужны, скажите, замшелые «разрывные цепи» или «стоп-кали-кало!», «море волнуется раз»? Да и как трое, максимум пятеро сыграют в игру, где нужны дети «со всей улицы», «вся продленка»? Сейчас столько детей сразу и не наберешь.
Это раньше дети делились на «домашних», «тех, кто гуляет во дворе», «тех, кому можно гулять на улице» и «продленку».
И тут меня осенило: классические детские игры очень удобны, когда родителям некогда заниматься с детьми! Правда-правда!
Они не только укрепляют физически, развивают фантазию и социальные навыки ребенка. Они занимают детское время оч-чень полезным занятием. А еще эти игры – прекрасный диагност. По игре, которая знакома и понятна вам, сразу можно понять, что происходит с вашим малышом, есть ли у него проблемы, что именно надо подтянуть.
Ой, господа читатели, товарищи родители! Вам ведь не надо доказывать, что, начиная с года и вплоть до подростковых кризисов, ребенку надо регулярно играть на свежем воздухе со сверстниками и с другими детьми, знакомыми и не очень? И когда я говорю «регулярно» – это чаще, чем раз в неделю?
Что «совместное участие в игре нескольких особей выводит её на качественно новый уровень», «игра – больше, чем сама игра», «в детской игре происходит становление личности» и прочие общие места?
А сейчас мы говорим об очень конкретных играх – массовых традиционных играх нашего детства.
Я не скучаю по играм детства, но детство мое было золотым, потому что:
– как говорят в сети: «Лучшее, что дала мне жизнь – это детство без интернета»,
– а также – без игровых приставок и бесконечных мультиков на видео,
– без Барби с ее пугающей похожестью на медсестру-садистку и молодую бабу-ягу,
– без готовых наборов игр и игрушек, с уровнем сложности, унижающем растущий детский мозг,
– без оформленных кем-то площадок, садиков, зоопарков, детских праздников с тошнотворными клоунами,
потому что во всем этом я вижу заданность, концлагерь для развития, навязанные, вбиваемые в мозг образы и алгоритмы.
Я не любила многих игр. Терпеть не могла. Мне нравились сюжетные, свободные игры, и не нравились «подвижные, соревновательные», но…
время от времени я в них играла – когда чувствовала, что справлюсь, когда друзья и теплый вечер прекрасны, когда надо было доказать, что «б»-класс лучший. Я училась проигрывать, разбивать коленки и не плакать, сопереживать.
Эти игры чем-то похожи на спортивные, но у них другой вкус.
Это игры общения.
Это игры, где невозможно спорить о правилах – они придуманы там, в облаках, за гранью.
Это игры, в которых живут барыни, Панас и пекарь, есть кольцо и крыльцо, слон из мальчишек, гигантские и муравьиные шаги – образы и существа, нигде не нарисованные, о которых ничего не известно, да и не надо!
В умных диссертациях говориться, что детские присказки, правила детских игр – народное творчество, иногда очень древнее. Что-то мы еще помним. Но надо ли учить детей говорить с нами на одном языке?
От «ненормальной мамаши» к «городской сумасшедшей»
Недавно наша хорошая знакомая учила маленьких детей играть в игры, которых они не знали. Она рассказала об этом так: «Сегодня провела вечер за очень важным делом. Я учила детей играть в «колечко-колечко, выйди на крылечко», «съедобное-несъедобное», «испорченный телефон» и «квача выше земли».
Сперва мы играли с моими девчонками, и постепенно вокруг нас собралась толпа детей. Оказалось, они не знают этих игр!! Это просто удивительно. Когда я слегка удивилась по этому поводу, одна девочка сказала: а мы только в телефон умеем играть.
Мы начали играть вместе… Если честно, давно так не веселилась. Потом я отошла в сторону, малые уже играли сами. Рядом сидела компания девушек с пивом и семечками.
- А мы видели, как вы играли с нашими детьми, – гордо сообщила мне одна из них. – Это хорошо, а то им таааак скучно…
Я так поняла, что меня только что записали в местные городские сумасшедшие». Читать вместе с комментариями.
Подозреваю, что молодые мамы этих детишек сами мало играли, а о том, чтобы учить деток, окруженных готовыми играми, индустрией детства-и-развлечения, и псевдо-обучалок, и не подумали! Тут бы успеть узнать – «что надо покупать», и купить.
А ведь лето – время, когда дети наконец-то не в школе, и не в душной комнате, за компьютером. Летом дети отдыхают на море, и на даче, и в летнем лагере, и просто во дворе. Наконец-то им нормально скучно! Тут и предложим им сыграть в древнюю-древнюю игру… буквально игру динозавров и их погонщиков – «Испорченный телефон».
Что хорошо в этих играх – их много, они на любой вкус, на любое настроение и количество участников. Лишь бы вспомнить их побольше! И вот, пока дети увлеченно играют, путая спайдермена с кучером, взрослые тихонько уходят по своим взрослым делам. Например, повисеть в сети, почитать ностальгические воспоминания людей прошлого века, дописать свои. Ах, классики! Ах, резиночки! Ах, «в пекаря»! Как, дети, вы не знаете этой игры? Крутая вещь!
Фото Натальи Кургановой, Макса Роменского и других, неизвестных нам авторов