Летний отдых с детьми. Невыдуманные истории
Могут ли взрослые отдохнуть рядом с детьми?
Что делать со скучающими подростками?
Может ли один взрослый справиться с несколькими детьми?
Или летний детский отдых – это серьезная взрослая работа?
Я до сих пор не знаю точных ответов на эти вопросы.
Надежды на лето
– Вот пойдем с ним в поход, папа покажет, какой он молодец, и наш подросток наконец-то папу начнет уважать!
– Вот поедем на дачу, у малыша будет режим, никакого компа и телевизора!
– Вот будем летом ходить на речку, я научу его плавать!
У меня, и, наверное, у других родителей, бывают подобные надежды. А потом приходит лето, хочется отдохнуть, и понимаешь, что самое лучшее – выбрать ребенку лагерь, где хорошие воспитатели всему его научат. Потому что не бывает летнего отдыха у взрослых, если рядом – ребенок!
Или бывает?
Мечта
Когда-то, в студенческом байдарочном походе меня поразила одна картина. Мы проплывали мимо леса, на берегу виден был самодельный лагерь: стол, скамейки, палатки. В лагере отдыхали взрослые и дети. Понятно было, что это несколько семей сами для себя создали такой уголок, они приезжают сюда, в глушь, на все лето, и они счастливы. С тех пор у меня появилась мечта. Я хочу быть таким взрослым. Я хочу, чтобы мои дети были счастливы и свободны, а их взрослые – умные, молодые, красивые, были им друзьями. И очень хорошо, что никто мне тогда не сказал, сколько труда и терпения, разочарований и обломов стоит за этой идиллической картинкой.
Поэтому, дорогие читатели, родители – нынешние и будущие, идите за своей мечтой!
Мы тут пишем об ошибках, сложностях, опасностях родительского пути, но мечта и желание важнее! Наш комментатор Натализа пишет: «Как я, маленькая, могу быть Мудрым и Умным Родителем?» Да ведь и мы не собирались. Мы хотели свои детям всего самого лучшего, были смелы, молоды, безбашенны. Все ошибки были в первый раз, авторитеты педагогики нам были ключ, а не указ. И нам самим ради нас самих хотелось делать вместе с детьми все, что, как нам казалось, не додали в свое время нам наши родители: общие праздники, задушевные разговоры, игры, поездки, совместное творчество.

Эти несколько семей сами для себя создали такой уголок, они приезжают сюда, в глушь, на все лето, и они счастливы.
История классическая, «отдых на даче»
Я была участником и наблюдателем множества таких историй. Условие простое: один ребенок и любое количество взрослых. Мне удавалось «отдохнуть» наедине с одним и с тремя детьми. Я наблюдала, как один ребенок строит нескольких взрослых. Не домашняя, другая обстановка, не дает никаких преимуществ, если родители сами для себя не приняли решения: здесь у нас все будет по-другому. В крайнем случае, мама занимается ребенком и бытом, все остальные – действительно отдыхают.
Неужели всегда необходимо отдать ребенку «на съедение» хотя бы одного взрослого?
Неужели отдохнуть можно только рядом со спокойным, тихим малышом, а все остальные дети – это ужас-ужас, взрослые обречены?
История страшная, «Потерявшиеся взрослые»
Когда грибники наконец-то начинают находить грибы? Правильно, когда стемнеет! Так у нас и вышло. Наши дети, три девочки 7-8 лет остались на турбазе, а я и Ксюша, наш друг и воспитатель детей, охотились на грибы.
Питание на турбазе было самостоятельным, у каждого домика была своя отдельная кухонька.
Должна заметить, «наши первые дети» росли в недетские годы, и мы считали их большими, начиная с пяти лет. Не было мобильников, всеобщего сюсюсканья над детьми и чипсов на каждом углу. А грибы в лесу были, и их можно было есть.
Темно. Вечер. Редкие лесные домики между сосен. Взрослых нет. Девочкам страшно. «Чтобы не так бояться», они идут на кухню и начинают готовить, мука и какое-то масло были. Это была их первая настоящая лепешка, сотворенная с мыслью о нас: «Придут взрослые, а ужин готов!». Потом девочки все же нашли других взрослых и сообщили о пропаже. А потом уже нашлись мы, потеряшки, с грибами и без всякого чувства вины. Мы были горды детьми, они – собой.
Сегодня я могу сказать только «ужас!», но восхищаюсь другим:
Ксюша много занималась девочками как воспитатель творчества, и она – единственная из известных мне взрослых смогла наладить спокойный отдых одного взрослого с тремя детьми.
Основой был понятный и принятый детьми режим: еда, приключения, на ужин что-нибудь особенное. При этом надо сказать, что Ксюша не была мамой ни одной из этих девочек, но все дети были знакомые и любимые. Мой приезд скорее портил дело, чем помогал. Я пробовала повторить этот опыт, взяв всех троих к себе на дачу, но это было уже «другое кино».
История ужасная, «Мама, а что такое анархия?»
Вот так мы, родители и друзья родителей и детей, пребывали в уверенности, что наши дети – свои люди, надежные, взрослые, отзывчивые. Пока не ….
Целый месяц в Крыму, на скалах, между лесом и пляжем, с палатками, в большой разновозрастной компании – рай. Да. Несмотря на то, что готовить надо на костре, продукты, дрова и воду – носить издалека. В последнюю неделю все разъехались, остались: три наши взрослые девочки 11-12 лет, я, и наш всеобщий друг и творческая личность, Леся. То есть коллектив из нежных женщин и скучающих подростков.
Пока мы с Лесей занимались бытом, девочки заниматься этой рутиной не хотели, но им было очень и очень «ску-у-учно-о-о!». Это было последней каплей для нас.
Одним прекрасным утром на веревке для купальников появился черный флаг. Мы объявили по лагерю «анархию»: «Мы заботимся только о вашей безопасности, а в остальном – каждый делает что хочет. Вы не хотите вовремя мыть посуду? Ладно. А мы хотим купаться и загорать целыми днями, как вы! Всё!».
Что вам сказать? Главное – идти до конца, решительно и твердо. Скоро кончилась вода, и ее мне заменял камешек во рту. Нет, мы не собирались ничего не делать, не помогать и не объяснять. Но нам надоели разговоры, которые ни к чему не вели. Захотелось на практике показать детям, чем именно мы недовольны, что происходит. Это была реакция, а не эксперимент.
Да, мы удивили и разозлили наших детей, это точно. Но и они оказались ребята не промах. К вечеру была вода и еда, которую они сами (рыча, плача и шипя ), приготовили на костре. Интересно еще и то, что все трое действовали по-разному. Например, была предпринята удачная попытка найти еду у друзей «с пляжа» (мы стояли в скалах), наловить креветок.
Скуку как рукой сняло!
На следующее утро протестующие дети вывесили свое знамя – «Анархия кончилась! анархии бойкот!». «Мама, а что такое анархия?» – спросил мой ребенок на вечерних посиделках у костра. И я удивилась. Это было классическое родительское «как это вы не знаете?», – ведь взрослые между собой часто обсуждали это.
История закончилась хорошо, в том смысле, что некое равновесие было достигнуто, и никто не пострадал. Сейчас я, как взрослый родитель, понимаю, насколько шоковой была «терапия», и как нам повезло с детьми. Если бы… если бы мы не так устали, если бы придумали понятную игровую упаковку этого «послания к детям», все их разные натуры, это был бы правильный педагогический опыт. Но, честно, мы им все равно гордились. И девочки тоже. Хоть и возмущаются до сих пор.
Выводы: отсутствуют.
Вопросы: остаются.
Что же нам делать, чтобы долгожданный летний отдых с детворой не остался в памяти, как доблестно пережитый кошмар?
Ваше мнение, товарищи родители?
P.S. Все имена героев — вымышлены, совпадения с реальными людьми — случайны.
Фото М.Лидис, Е.Сухаревой