О чем стучат часы и лошадиные копыта?
На прошлом занятии мы говорили о важной особенности стихов – рифме. А что, кроме рифмы, делает стихи стихами?
Очень хороший и уже знакомый тебе поэт Даниил Хармс однажды написал такое….произведение. Прочитай его с выражением, пожалуйста! Называется оно:
Смерть дикого воина.
Часы стучат,
Часы стучат,
Летит над миром пыль.
В городах поют,
В городах поют,
В пустынях звенит песок.
Поперёк реки,
Поперёк реки
Летит копьё свистя.
Дикарь упал,
Дикарь упал
И спит, амулетом блестя.
Как лёгкий пар,
Как лёгкий пар
Летит его душа
И в солнце— шар,
И в солнце— шар
Вонзается, косами шурша.
Четыреста воинов,
Четыреста воинов
Мечами небу грозят.
Супруга убитого,
Супруга убитого
К реке на коленях ползёт.
Супруга убитого,
Супруга убитого
Отламывает камня кусок.
И прячет убитого,
И прячет убитого
Под ломанный камень в песок.
Четыреста воинов,
Четыреста воинов
Четыреста суток молчат.
Четыреста суток,
Четыреста суток
Над миром часы не стучат.
Здесь почти нет рифмы. И все-таки это – стихи!
В стихотворении Сергея Михалкова рифм еще меньше — всего одна! Оно так и называется:
Одна рифма
Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте -
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Николай сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.
Вот вагон остановился
Возле самого катка,
И из этого вагона
Вылезает пионер.
На свободное местечко
Захотелось бабке сесть,
Оглянуться не успела -
Место занято другим.
Пионеру Валентину
Ехать очень хорошо,
Он сидит на лучшем месте,
Возвращается с катка.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Валентин сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.
Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
- Старость нужно уважать!
Тебе всё понятно в этом стихотворении? Ты знаешь, кто такие пионеры? Если не знаешь – спроси у мамы, папы, бабушки или дедушки, и они тебе с удовольствием расскажут.
А в этом стихотворении Владимира Орлова нет вообще ни одной рифмы:
Белые стихи о черном пуделе
Спит старушка на кушетке,
Черный пудель — на полу.
Просыпается старушка,
Пудель смотрит на нее.
«Вечер, — думает старушка, —
Не пора бы погулять?»
«Да, — подумал черный пудель, —
Мне давно гулять пора».
«Нужно, — думает старушка, —
Взять и пуделя с собой».
«Да, — подумал черный пудель, —
Нужно взять ее с собой».
«Ах, — подумала старушка, —
Где же спрятан поводок?»
«Да, — подумал черный пудель, —
Ей нельзя без поводка!»
«Пусть на привязи гуляет», —
Так подумала она.
«Да, — подумал черный пудель, —
Пусть идет на поводке».
«Вот, — подумала старушка, —
Он теперь не убежит».
«Да, — подумал черный пудель, —
Не заблудится теперь!»
Черный пудель и старушка
Молча вышли из ворот.
Совершенно неизвестно,
Кто кого повел гулять.
Смешное стихотворение? Попробуй прочитать его так, чтобы было слышно, как пудель в нем тявкает.
А теперь давай подумаем: что же делает эти стихи стихами, если в них совсем нет рифмы? Еще немного, и мы откроем новый секрет стихов. Но сначала прочитаем стихотворение Вадима Левина:
В одиннадцать возле вокзала
Цок-цОк, Цок-цок-цОк, цок-цок-цОк, цок-цок-цОк-цок…
Когда-то в одиннадцать возле вокзала
я встретил одну незнакомую лошадь.
«Простите, — она по-английски сказала, —
мне нужно пройти на базарную площадь». —
«Охотно туда объяснил бы дорогу,
но я по-английски не знаю ни слова». —
«Ни слова?» — Она удивилась немного
и через минуту промолвила снова:
«А как же пройти на базарную площадь?
Мне нужно купить выходные подковы». —
«Да вы понимаете, глупая лошадь,
Что я по-английски не знаю ни слова?!
Я вам объясню — вы поймёте неточно,
Заблудитесь, что-нибудь с вами случится.
Вам русский язык надо выучить срочно!» —
«О, я с удовольствием буду учиться.
Вот только схожу на базарную площадь —
мне очень нужны выходные подковы».
… Какая упрямая глупая лошадь,
Ещё не встречал я таких бестолковых!
Всё утро я с ней толковал у вокзала,
а в полдень, как только пробило двенадцать:
«Спасибо, учитель, — она мне сказала, —
теперь я по-русски могу объясняться».
Какая способная глупая лошадь:
за час изучила язык на «отлично»!
«Я вас провожу на базарную площадь!
Кратчайшим путём! С удовольствием! Лично!»
«Ну, что вы, ну, что вы! — она мне сказала. —
Я вас затруднять ни за что не посмею».
… И долго я думал потом у вокзала:
«А встречусь ли снова когда-нибудь с нею?..»
Цок-цОк, цок-цок-цОк, цок-цок-цОк, цок-цок-цОк-цок.
Что выстукивают лошадиные копыта?
Вадим Левин – очень хитрый поэт! Он обожает раскрывать детям секреты стихов, и специально сделал некоторые буквы О большими:
Цок-цОк, цок-цок-цОк, цок-цок-цОк, цок-цок-цОк-цок…
Это помогло нам услышать, какую мелодию выстукивают лошадиные копыта! Мы можем даже прохлопать в ладоши, протопать, просвистеть или простучать ложкой по столу так, как стучат копыта в этом стихотворении:
Та-тА, та-та-тА, та-та-тА, та-та-тА-та.
И вот, когда я начал помахивать крыльями в такт лошадиным копытам, то вспомнил стихи, которые слышал очень давно, и выучил наизусть:
Николай Некрасов
* * *
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
«Здорово парнище!» — «Ступай себе мимо!»
— «Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
«А что, у отца-то большая семья?»
— «Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— «Так вот оно что! А как звать тебя?» —«Власом».
— «А кой тебе годик?» — «Шестой миновал…
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
Мне очень нравится это стихотворение и его герой – серьезный шестилетний мужичок Влас.
А мы с тобой совсем скоро откроем новый секрет стихов! Попробуй прохлопать ладошками первую строчку стихотворения про Власа. Получилось?
— Та-тА, та-та-тА, та-та-тА, та-та-тА-та.
Заметил? Если нет, вернись к стихотворению Вадима Левина и прохлопай его.
— Цок-цОк, цок-цок-цОк, цок-цок-цОк, цок-цок-цОк-цок.
Оказывается, лошадиные копыта в обоих стихах стучат одинаково! Они выбивают одинаковый ритм. Ритм, который можно прохлопать или протопать – это еще одна примета стихов. Он важен для стихов не меньше, чем рифма. А стихи, в которых нет рифмы, но есть ритм, называют «белые стихи». Помнишь название стихотворения о пуделе и старушке?
Мы молодцы, мы открыли новый секрет! Теперь давай поиграем. Прохлопай, протопай, проквакай или промычи какое-нибудь хорошо знакомое всем стихотворение. Например, «В лесу родилась елочка» или «Жили у бабуси два веселых гуся». Не произноси ни слова, но передавай ритм. А твой друг пусть угадает. Потом поменяйтесь местами: пусть он задумает и прохлопает свое стихотворение, а ты отгадаешь его. Так можно играть вдвоем, а можно – командами, например, мальчики против девочек, или второй А против второго Б!
А еще можно «перепутывать» стихи с одинаковым ритмом. Получается очень смешно.
Вот, например, так:
Наша Таня громко плачет,
Пони мальчиков катает…
Уронила в речку мячик,
И в уме круги считает…
Узнал, какие стихи перепутаны? А сам можешь придумать? Если получилось – напиши мне в комментариях.
Фото Маруси Левинштейн, Дмитрия Калинина и Дениса Короля